Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы бизнес-планирования……………………… 5
1.1 Экономическая су¬щность и классификац¬ия бизнес-планов…….. 5
1.2 Этапы разработки и структура бизнес-плана…………………….. 8
2. Разработка бизнес-плана проекта создания свинофермы в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар»………………….
15
2.1 О программе «Дальневосточный гектар»………………………… 15
2.2 Характеристика предприятия………………………………………. 17
2.3 Характеристика продукции……………………………………….. 18
2.4 Анализ рынка………………………………………………………. 20
2.5 План маркетинга……………………………………………………. 24
2.6 Производственный и организационный план……………………. 26
2.7 Финансовый план…………………………………………………. 29
2.8 Оценка рисков……………………………………………………… 34
Заключение……………………………………………………………… 36
Список использованных источников…………………………………. 38
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиционная деятельность в современных условиях хозяйствования является необходимым условием для успешного выполнения намеченных руководством хозяйствующих субъектов целей. Она может быть направлена на обновление номенклатуры продукции, производимой предприятием или оказываемых услуг, расширение производственно-финансовой деятельности, обновление основных производственных фондов и другие цели. Во всех случаях перед принятием решения о вложении финансовых ресурсов в тот или иной бизнес-план проекта, необходимо выполнить расчеты его эффективности, оценить возможные риски и разработать соответствующие мероприятия по нивелированию последних.
Представляется также важным проведение постоянного отслеживания влияния реализуемых проектов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия на каждом временном этапе их осуществления. В значительной степени облегчить трудоемкость выполнения этой задачи в этом процессе позволяет использование программных продуктов по бизнес-планированию и инвестиционному проектированию, во многих из которых заложены алгоритмы количественного анализа рисков, с помощью которых выполняется моделирование различных вариантов реализации бизнес-плана проекта.
Целью данной работы является разработка бизнес-плана проекта создания свинофермы в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар».
Задачи данной работы:
- рассмотреть су¬щность и классификац¬ию бизнес-планов;
- описать этапы разработки и структуру бизнес-плана;
- разработать бизнес-план проекта создания свинофермы;
- рассчитать показатели экономической эффективности бизнес-плана проекта и оценить его риски.
Предметом работы является разрабатываемый бизнес-план проекта, а объектом исследования – инвестиционная деятельность предприятия.
Труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области бизнес-планирования и инвестиционного анализа послужили методологической и теоретической основой исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Экономическая су¬щность и классификация бизнес-планов
В Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» приводятся следующие основные термины, касающиеся инвестиционной деятельности:
« - инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
- инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
- инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» [1].
Бизнес-план представляет собой «план-программу деятельности, содержащую систему планомерно организованных мероприятий и показателей. Бизнес-план устанавливает цели организации и объясняет, как и когда они будут достигнуты, какие ресурсы для этого потребуются» [11, с. 25].
Составление бизнес-плана «осуществляется на основе результатов исследований и разработок, целью которых является определение конкретного направления деятельности предприятия на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях» [9, с. 19].
Классификация бизнес планов и инвестиций в целом осуществляется по следующим критериям (рисунок 1.1):
Рисунок 1.1 - Классификация инвестиций [27, с. 35]
На рисунке 1.2 представлена типология бизнес-планов по объектам бизнеса.
Цели, на решение которых направлен разрабатываемый бизнес-план могут быть различными. В ряде случаев, он помогает преодолеть проблемы сбыта и улучшить финансовое состояние, когда выпускаемая предприятием номенклатура продукции заменяется или расширяется новыми видами, разрабатываемыми в процессе реализации бизнес-плана. Особая роль при этом отводится маркетинговым исследованиям, призванным выявить потребности рынка в новых видах продукции и услуг.
Рисунок 1.2 - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса [23, с. 42]
Представляется целесообразным активно использовать при разработке бизнес-планов программное обеспечение (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Программные продукты
Они позволяют в значительной степени снизить трудоемкость расчетов и достаточно оперативно просчитать все возможные варианты развития бизнес-плана проекта.
Определенную специфику имеют этапы разработки нового продукта (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 - Этапы разработки нового продукта [11, с. 189]
На первом этапе прорабатываются различные бизнес-идеи и выделяются те из них, которые требуют более тщательного рассмотрения. При этом отбрасываются бизнес-идеи, которые первоначально рассматривались как перспективные и выгодные, но в результате дополнительного изучения в них были выявлены определенные недостатки.
На втором этапе разрабатывается концепция, когда происходит уточнение составляющих бизнес-идеи и ее «притирка» к конкретным требования и запросам покупателей.
Если концепция одобряется, то на третьем этапе проводятся маркетинговые исследования потребительского спроса. Полезным инструментом в этом деле является проведение различных опросов, в первую очередь, того сегмента потребителей, на который рассчитаны новые продукты, а также различных торговых посредников (дилеры, дистрибьюторы и т.д.), если предполагается продажа и через них.
Необходимо также провести предварительный анализ соответствия ресурсов предприятия, его возможностей планируемому объему производства товаров (услуг).
На четвертом этапе разрабатываемый продукт обретает свои реальные черты, при этом может быть изготовлено несколько прототипов с разными характеристиками.
На пятом этапе запускаются пробные продажи этих изделий и анализируется информация от покупателей. Сопоставляются продажи новых продуктов с продажами товаров-заменителей конкурирующих фирм, выявляются возможные недостатки.
При этом используются следующие «методы:
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». – Текст: электронный // Информационно-правовая система Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – Текст: электронный // Информационно-правовая система Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.09.2023).
3. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об электроэнергетике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) – Текст: электронный // Информационно-правовая система Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru.
4. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» – Текст: электронный // Информационно-правовая система Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (ред. от 27.05.2023) «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» – Текст: электронный // Информационно-правовая система Консультант плюс. - URL: . http://www.consultant.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» (с изменениями и дополнениями). – Текст: электронный // Информационно-правовая система Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru.
7. Распоряжение Министерства транспорта России от 14 марта 2008г. № АМ-23-р (в ред. 30.09.2021) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» – Текст: электронный // Информационно-правовая система Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru.
8. Аскинадзи В. М. Инвестиции : учебник для вузов / В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 385 с.
9. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта : учебное пособие / Т.С. Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп.-Москва: ИНФРА-М, 2022.-215 с.
10. Бычков, В. П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг : учебник / В.П. Бычков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 394 с.
11. Бизнес-планирование: учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М. 2023. - 296 с.
12. Горфинкель, В. Я. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2023. - 380 с
13. Зубеева Е.В. Инвестиционный менеджмент : учеб. пособие / В.В. Мыльник, А.В. Мыльник. Е.В. Зубеева- М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018.
14. Инвестиции / Николаева И.П. - М.: Дашков и К, 2023. - 249 с.
15. Инвестиции и инновации: Учебное пособие / Щербаков В.Н., Балдин К.В., Дубровский А.В. - М.: Дашков и К, 2018. - 658 с.
16. Инвестиции : учебник / М.И. Ермилова, Е.В. Алтухова, Н.В. Грызунова [и др.]. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 287 с.
17. Лопарева А.М. Бизнес-планирование : учебник для вузов / А. М. Лопарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 272 с.
18. Липсиц И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 320 с.
19. Лукасевич И. Я. Инвестиции : учебник / И.Я. Лукасевич. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2023. - 413 с.
20. Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика : учебник и практикум для вузов / Е. И. Марковская [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Марковской. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 491 с.
21. Программный продукт «Альт-Инвест-5». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест».
22. Рябых Д., Захарова Е. Бизнес-планирование на компьютере (+CD с уникальной коллекцией бизнес-планов и программ.)/СПб.: Питер,2020–240 с.
23. Смирнов С.Е. Бизнес-планирование : учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 296 с.
24. Федотова, М. А. Оценка стоимости активов и бизнеса : учебник для вузов / М. А. Федотова, В. И. Бусов, О. А. Землянский ; под редакцией М. А. Федотовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 522 с.
25. Чараева, М. В. Инвестиционное бизнес-планирование : учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2022. - 176 с.
26. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. - 374 с.
27. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. Под ред. М. Римера, 5-е изд., переработанное и дополненное (+ обучающий курс). / СПб.: Питер, 2017. - 432 с.
28. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2017.–368 с.
29. Дальневосточный гектар. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://дальневосточный гектар.рф.
30. Официальный сайт Минфина России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.minfin.ru.
31. Производство свинины в 2023 году может увеличиться на 8% - Ведомости. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business.
32. Животноводство России. Свиноводство / 2023 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://static.zzr.ru/public/article/pdf/zzr-2023-SV-001.pdf.